И это лучшее на свете колдовство: ликует пламя на лезвии гребня
И это все, и больше нету ничего, лишь я и небо.
З листів, не прочитаних уголос
Елеміно! Жорстока доле моя, хижа моя трояндо! Випита Господом вщент надія моя тебе віднайти і зустріти ізнов, не відшукати мене ані тебе, ладо моє, ані спокою, ані най смерті. Бо ж ані Господь, ані Диявол не хочуть, щоб той, від кого відреклася сама смерть, відшукав стежку до пекла чи раю. Елеміно! Примаро уяви моєї, найневідворотніша правдо моя! Чуєш бо — кличу до тебе, бо знаю — є ти, бо відчув дотик ласкавої долоні твоєї, ніжний погляд чорних очей твоїх, глибоких, мов зоряна безодня. Де ти, трояндо душі моєї? Де ти, доле моя, що блука моїми снами?
Звенят колокола церквей и монастырей, коих нещадное множество на чужой этой земле. Созывают паству божию, возвещают: се грядет, покайтесь, помяните распятого за грехи ваши Господа в чистосердечной молитве. У постоялого двора стоит запряженный четвериком вороных коней чудной закрытый экипаж. Расторопный слуга распрягает коней, ведет их в стойло, поит ключевой водой и кормит лучшим сеном загнанное великолепие — не по доброте душевной, нет, по воле двух золотых монет, которые позвякивают в латаном кошеле на поясе. Трактир хромого Грыця обычно оминают: стоит в стороне от тракта, честной люд сюда не заезжает — опасаются люда разбойного, потому что бают, что гиблое место тут, да и баба Грыцева — ведьма, из деревни ее прогнали, камнями побив, за то, что у Авдотьи корову сморила нечистым взглядом, так та не в монастырь пошла, грехи свои замаливать, а к Грыцю в приймы. Живет, поди, с хромым в блуде, поди и дитя от него носит в чреве, окаянная. Нехристь. Ведьма.
Обычно светит тускло лампа в окне, закрыто стойло да не вьется дым из трубы в трактире хромого Грыця, но сегодня у старика хороший день. Смилостивился не то черт, не то Господь, не то просто приезжий господин сбился с дороги и нашел приют. Господин сумрачен, но щедр, сыплет золото холеной своей белой рукой, унизанной драгоценными перстнями, не скупится. С ним трое слуг, проворных и расторопных, и служка-извозчик. Грыцева стряпает на кухне, пацаненок, сын покойного Лукича, сиротка, возится с конями, приезжий господин расплатился за ночлег втрое больше, чем Грыць запрашивал, ни слова не молвив, жестом отказался от ужина (возчий же напротив — попросил состряпать ему, да поживее, суп из гусиных потрошков, да потушить кроля али зайца, только не того, что в прошлом году от старости издох, а помоложе, шкурку пущай хозяйка возьмет себе на горжетку, в сметанке, стало быть, потушить, с картоплей и грибами; честному человеку негоже без горілки али кислого вина, так велел и того подать хозяюшке, попотчевать с дороги).
- А что, - подсаживается Грыць к извозчику, подливает тому за чаркой чарку, - хорош господарь твой?
- Хорош, - отвечает служка, выпивая добрый самогон и не морщась, - богат, - говорит, - щедр. Ни слуг не обидит, ни жёнку евойную, ни ребятишек. Вот, помнится, на Пасху за добрую службу порося выгодованное заколол да отдал. Бог дай здравия такому господарю. - Да еще за чаркой тянется.
А Грыць слушает, подливает охотно, вспоминает запримеченные нечистым оком драгоценные кольца, унизавшие тонкие бледные пальцы приезжего господина, вспоминает добрых коней, кумекает себе. Да подливает, знай. А постоялец не спускается ни к ужину, ни после ужина, ну да и Бог с ним. Нехай почивает, пока покойно.
Неведомо то Грыцю, что пусты комнаты, в которых поселился господин в черном да трое чудных его слух, что рыщут туманом, волком, сычом и лисицей по окрестным лесам, полям да деревням эти четверо, трое — живятся грешной да безгрешной кровью, один — проклинает жестокие небеса, обгоняет ветры, скользит меж притихших хат, заглядывая сквозь закрытые ставни, ищет возлюбленную свою, с которой вот уже сотни лет в разлуке. Князь неизлечимо болен бессмертием и своей любовью.
Ночь сменяется днем, любопытные очи скользят по закрытым ставням, любопытные руки шарят в закрытом экипаже, в котором — ба! - нет ничего, даже узкой лавки, ни оброненного драгоценного перстня или полудрагоценного камня, даже монеты медной — и той не сыскать, только наглухо заколоченная темнота.
Господин не спускается к ужину, посылает с монетой возчего, тот берет себе выпить и наскоро перекусить: только сыр и хлеб, более ничего. Грыць вопрошает что-то, но слуга нынче не словоохотлив, он мрачен и хмур. А через несколько дней сиротка приносит дурные вести: мор в деревнях окрестных, истово крестится люд, кто-то ищет убежища в церкви, кто-то шепот пустил, мол грыцева ведьма вовсе антихристу продалась, отдалась, лихо сеет по честной и Господу верной земле. Хмурится Грыць, понимает, что быть беде, да только сильнее разума жадность и алчность, жажда свой отхватить жирный куш. Грыць не знает: встретилась ведьма однажды под утро с бледным, как смерть, господином, залукавила было, руками обвила шею, хладных коснулась губами губ, прошептать не успела, как Грыць опостылел ей и как господин ей люб, как приглянулись черные кудри его, жгучие очи его, яркие перстни его. Ничего не успела ведьма, только в смерть изгореть ущент, изнутри раствориться в горе, что касанием забрала. Не осталось души — только пустка, степь глухая и выжженная дотла. Тело дышит, кивает Грыцю, ловко стряпает, споро шьет, собирает сплетни и слухи, привечает лесной народ — подтянулось несколько из окрестных сосновых: хмурые, зверем смотрят и пахнут, кислое пьют вино, не читают молитв перед трапезой, не носят креста. Улыбается ведьма каждому гостю и не знает никто, что душа ее уж четвертый иль пятый день как мертва. Господин по-прежнему молчалив и щедр, не выходит из комнаты ни к заутрене, ни к обедне, не ест ни сыра, ни хлеба, ни кислого молока, не пьет самогона, пива, вина, не отпускает от себя верных слуг. По окрестностям кто-то разносит слух, мол в трактире хромого Грыця вот уж тиждень живет антихрист, сам диавол спустился и ходит меж люди, сыплет золотом, будто медью, что черны его кудри, глаза, одежды, что с приездом его смерть пришла в этот лихом забытый край, что кубло разбойничье-дьяволиное уж пора бы изжечь дотла.
Князь не слышит людской молвы. Он туманами по земле, сизым вороном в небесах, серым волком в дремучем лесу — путь его лежит на восток и на запад, шлях его на север и юг. Дни проходят и множатся пересуды, хмуро возчего привечает старый Грыць, все толкует с пришлыми из лесов. Только князю нет дела до глупых надежд и слов, князь совсем потерял и голову, и покой — чует сердцем, что рядом его троянда, слышит — мечется между жизнью и смертью, только нет ее ни в лесах, ни в полях, ни в окрестных селах, ни на небе, ни на земле, ни меж. Проклинает князь лихую свою недолю, проклинает Господа и замирает мыслью на полуслове. Для бессмертных закрыты двери господних храмов, бог лукаво щурится в вышине, заплетает пути-дороги, но, говорят, что любовь сильнее. Впрочем, нет, одни говорят, что бог-то и есть любовь, а безумцы кричат, что любовь их — сильнее бога.
Господарь своих собирает слуг, призывает к себе, ни слова не говоря. Те отдают обретенную плоть и кровь, князь подходит к воротам монастыря. Слепит глаза чуть покосившийся крест, на святой земле — лепестки ярко-алых, пурпурных роз. Жизнью проклятый, смертью брошенный все ступает: за шагом шаг, горбит гордые плечи под весом своих грехов и правд, содрогаются горы стоном, громом-грохотом верзнутся небеса. На востоке клубится туча, в деревнях окрестных люд суеверный крестится истово, мужики берут вилы, бабы — факелы, там да сям народ собирается в стадо, кто-то Господу говорю, мол, направи, пастырь, но Бог молчит и именем божим суд человеческий совершается.
Князь открывает скрипучие старые, обжигая ладони, князь ступает на серый намоленный камень дороги, ведущей к храму. Бог печально взирает с ветхой иконы, но бессмертного не прощает. Сын Дракона падает на колени, распятый безмолвным горем, распадается порохом, развевается по ветру стоном. Старый инок крестится и тихо молится.
Князь бессильно падает на застиранные простыни, трое слуг его в сумрак уходят — набраться сил, старый Грыць говорит подельникам, мол пора. Те взбираются на второй этаж, а во двор уж заходят с вилами мужики, забирают факелы у побледневших жен. Загоряется стойло, кони испуганно ржут, дверь слетает с петель, на постели лежит мертвец, у постели стоит сундук, полный солнечно-золотых монет. Загораются сени, чердак, ведьма Грыцева пляшет безумно и песню поет в костре, ей не больно совсем, нет. Пламя жадно лижет пороги и стены, вырываются кони из стойл, топчут сгрудившийся люд, убегают прочь. Загребают разбойники деньги в мошну, кто-то силится с пальца покойника снять кольцо, только вдруг наливаются кровью щеки его и уста, только вдруг открывает мертвец глаза цвета ночи, бездны и ада, только пламя уж пляшет вокруг — не спастись никому. Князь встает, а вокруг — только страх и огонь, за спиною у князя — трое его теней, сын Дракона не может сгореть в огне, сын Дракона и сам — дракон.
С треском рушится старый горящий дом, в криках множится звонкая тишина. Разверзает крыла, поднимает главу последний румынский Дракон и дождем проливаются небеса. Капли плетью по твердой, как сталь, чешуе. Капли — плачем по выжженной в степь плодородной когда-то земле. Не коснется пламя монастыря, но сожжет все деревни окрест. Оградит молитва и вера святого старца дом, в котором мается хворью пришлый-прошлый заезжий мальчик с древней страждущею душою. А дракон в небесах свой последний опишет круг, пламя выдохнет, будто крик, над истоптанным трактом обронит с крыла чешую. Унесут аршинные крылья к далеким Карпатским горам, туда, где клубятся туманы и даже весною на можжевельник падает снег, упадет обессиленный Дракула на свою постель, трое верных теней разметаются по земле, заструятся мороком по траве, заскользят по округе, собирая господарю дань.
Старый плотник вдруг вздрогнет, будто пробудится ото сна, споро спустится в запертый свой подвал, кликнет внука, мол, деду-ка подсоби, пыль стряхнет с эбонитовых черных да крепких досок. По оставшимся в памяти меркам сколотит гроб, запряжет свою жалкую клячу в повозку (ось бы смазать — скрипит) да отправится в дальний (под гору) путь, своего Господаря сызнова хоронить.
Эбонитовый гроб опускается на пол у княжьего ложа. Князь лежит, неподвижен и нем. Обескровлены княжьи губы, кожа белая, будто мел, кожа — камень, покрытый драконьею чешуей, мрамор, пламенем обожженный, и добро снаружи бы — изнутри. День проходит за днем. Гроб устелен сухими травами, пересыпанными валашской землей, оббит дорогими тканями, князь положен на древнее ложе свое, князь недвижен и будто бы вовсе мертв.
Только снится ему чудное: далекий *** год, він торкається ніжно її чола, він вустами торкається солодких трояндових вуст, він дарує коханій любов, що знешкодить і час, і смерть. Один з перстнів своїх він стискає в її долоні.
Той, що крила здійнявши три тижні тому, загубив.
**
Бредут кони по выжженной земле, безлюдно на когда-то веселом и оживленном тракте. Чернокудрый ступает рядом с повозкой, гладит по холке притихшую Звездочку, спотыкается вдруг об оплавленный камень. Рядом с камнем блестит на дороге оброненное кем-то кольцо: бесконечной дорогою вьется по кругу благородный драгой металл, что сплетается в черные крыла дракона.
И когда кольцо ложится в его ладонь, странно чудится вдруг не хладный и неживой металл, а касание чьей-то чужой ладони.
[nick]Князь Дракула[/nick][status]господарь[/status][icon]http://sg.uploads.ru/bkKM5.jpg[/icon][sign]в долгой цепи замыкаются звенья[/sign]